УФАС России по Алтайскому краю выдало предписание администрации г. Яровое по факту установления требований, затрудняющих возможность открытия перевозчиками дополнительных отправлений автобусных маршрутов

27.04.2009 управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (УФАС) выдало предписание администрации г.Яровое Алтайского края о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено УФАС в апреле 2009 г. в связи с поступившим заявлением ИП В.Ф. Гезова, в ходе рассмотрения которого антимонопольным органом установлено, что на территории г. Яровое действует положение «О порядке выдачи ходатайств на открытие новых и (или) дополнительных отправлений автобусных маршрутов с территории г. Яровое», утвержденное постановлением главы администрации г. Яровое № 740 от 30.10.2007г. (далее - Положение г.Яровое) в котором, установлены требования, затрудняющие возможность получения перевозчиком ходатайства органа местного самоуправления на открытие дополнительных отправлений автобусных маршрутов с территории г. Яровое.

Так, для получения ходатайства на открытие новых и (или) дополнительных отправлений автобусных маршрутов с территории г. Яровое автоперевозчику необходимо предоставить в числе прочего схему движения автобуса по территории г.Яровое, согласованную с ГИБДД ОВД г. Яровое (абз. 8 п. 3 Положения г. Яровое). Однако, порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между городами и районами Алтайского края (утв. постановлением администрации Алтайского края от 18.12.2006 №521) данная норма предусмотрена только для решения вопроса об открытии регулярного автобусного маршрута (п. 6 вышеназванного порядка), то есть для решения вопроса об организации дополнительного отправления по уже действующим автобусным маршрутам схема движения автобуса не требуется.

В соответствии с положениями муниципального акта при открытии дополнительного отправления автобусного маршрута с территории г. Яровое автоперевозчику для получения ходатайства органа местного самоуправления необходимо предоставить копию договора, заключенного с автостанцией г. Яровое на обслуживание (обилечивание) пассажиров (абз. 9 п. 3 Положения г. Яровое). Включение вышеназванного требования при открытии автоперевозчиком дополнительных отправлений автобусных маршрутов ставит в неравные условия с автоперевозчиками, открывающими регулярные отправления автобусных маршрутов, так как в последнем случае наличие такого договора не требуется.

Кроме того, незаключение договора на обслуживание (обилечивание) пассажиров с администрациями всех автовокзалов и автостанций, расположенных по маршруту и указанных в расписании движения, не является основанием для отказа комиссией по формированию сети автобусных маршрутов в открытии маршрута, в соответствии с п. 11 порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между городами и районами Алтайского края.

 В соответствии с п. 50 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112), продажа билетов для проезда в международном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов.

Согласно действующей редакции Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, (утв. приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24.12.1987 №178) билеты на проезд пассажиров в автобусах междугородных маршрутов продаются в кассах автовокзалов, автостанций, автопавильонов, транспортно - экспедиционных агентств, а также в других пунктах через специально уполномоченных на то лиц, а там, где кассовая продажа билетов не организована, - через шоферов (кондукторов) непосредственно при посадке пассажиров в автобус до отправления его от остановочного пункта (§27 Правил).

Установление администрацией г. Яровое обязательного требования на заключение договора на обслуживание (обилечивание) пассажиров с автостанцией г.Яровое (при открытии дополнительных отправлений) (абз. 9 Положения г. Яровое) исключает возможность реализации билетов через собственные кассы перевозчика, а также возможность выбора пассажирами пункта приобретения билетов.

Устанавливая требование о необходимости заключения договора с автостанцией на обслуживание (обилечивание) пассажиров на стадии получения ходатайства органа местного самоуправления, последний не учел, что может возникнуть ситуация, при которой комиссия по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между городами и районами Алтайского края после рассмотрения документов, предусмотренных для решения вопроса об организации дополнительного отправления автобусного маршрута, примет отрицательное решение, а обязательства между несостоявшимся перевозчиком и автостанцией сохранятся.

В соответствии с  п. 2 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. 

 

Установление требований по предоставлению схемы движения автобуса по территории г. Яровое, согласованной с ГИБДД ОВД г. Яровое и копии договора, заключенного с автостанцией г. Яровое на обслуживание (обилечивание) пассажиров при получении ходатайства органа местного самоуправления, создают препятствия в сфере предпринимательской деятельности в области пассажирских перевозок по дополнительным автобусным маршрутам, следующим из г.Яровое, в части требования излишних документов, что создает дополнительные административные барьеры и затрудняет доступ хозяйствующих субъектов к рынку автоперевозок.

Таким образом, действия администрации г. Яровое, выразившиеся в установлении в положении «О порядке выдачи ходатайств на открытие новых и (или) дополнительных отправлений автобусных маршрутов с территории городя Яровое» (утв. постановлением главы администрации г. Яровое №740 от 30.10.2007г.) требований, затрудняющих возможность получения перевозчиками ходатайства органа местного самоуправления на открытие дополнительных отправлений автобусных маршрутов с территории г. Яровое, являются нарушением антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно - п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 По итогам рассмотрения дела УФАС принято решение о признании администрации г.Яровое Алтайского края нарушившей п. 2 ч.1 ст.15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и выдано предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.