27.04.2009 управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (УФАС) выдало предписание администрации г.Яровое Алтайского края о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции.
Дело о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено УФАС в апреле 2009 г. в связи с поступившим заявлением ИП В.Ф. Гезова, в ходе рассмотрения которого антимонопольным органом установлено, что на территории г. Яровое действует положение «О порядке выдачи ходатайств на открытие новых и (или) дополнительных отправлений автобусных маршрутов с территории г. Яровое», утвержденное постановлением главы администрации г. Яровое № 740 от 30.10.2007г. (далее - Положение г.Яровое) в котором, установлены требования, затрудняющие возможность получения перевозчиком ходатайства органа местного самоуправления на открытие дополнительных отправлений автобусных маршрутов с территории г. Яровое.
Так, для получения ходатайства на открытие новых и (или) дополнительных отправлений автобусных маршрутов с территории г. Яровое автоперевозчику необходимо предоставить в числе прочего схему движения автобуса по территории г.Яровое, согласованную с ГИБДД ОВД г. Яровое (абз. 8 п. 3 Положения г. Яровое). Однако, порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между городами и районами Алтайского края (утв. постановлением администрации Алтайского края от 18.12.2006 №521) данная норма предусмотрена только для решения вопроса об открытии регулярного автобусного маршрута (п. 6 вышеназванного порядка), то есть для решения вопроса об организации дополнительного отправления по уже действующим автобусным маршрутам схема движения автобуса не требуется.
В соответствии с положениями муниципального акта при открытии дополнительного отправления автобусного маршрута с территории г. Яровое автоперевозчику для получения ходатайства органа местного самоуправления необходимо предоставить копию договора, заключенного с автостанцией г. Яровое на обслуживание (обилечивание) пассажиров (абз. 9 п. 3 Положения г. Яровое). Включение вышеназванного требования при открытии автоперевозчиком дополнительных отправлений автобусных маршрутов ставит в неравные условия с автоперевозчиками, открывающими регулярные отправления автобусных маршрутов, так как в последнем случае наличие такого договора не требуется.
Кроме того, незаключение договора на обслуживание (обилечивание) пассажиров с администрациями всех автовокзалов и автостанций, расположенных по маршруту и указанных в расписании движения, не является основанием для отказа комиссией по формированию сети автобусных маршрутов в открытии маршрута, в соответствии с п. 11 порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между городами и районами Алтайского края.
В соответствии с п. 50 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112), продажа билетов для проезда в международном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов.
Согласно действующей редакции Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, (утв. приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24.12.1987 №178) билеты на проезд пассажиров в автобусах междугородных маршрутов продаются в кассах автовокзалов, автостанций, автопавильонов, транспортно - экспедиционных агентств, а также в других пунктах через специально уполномоченных на то лиц, а там, где кассовая продажа билетов не организована, - через шоферов (кондукторов) непосредственно при посадке пассажиров в автобус до отправления его от остановочного пункта (§27 Правил).
Установление администрацией г. Яровое обязательного требования на заключение договора на обслуживание (обилечивание) пассажиров с автостанцией г.Яровое (при открытии дополнительных отправлений) (абз. 9 Положения г. Яровое) исключает возможность реализации билетов через собственные кассы перевозчика, а также возможность выбора пассажирами пункта приобретения билетов.
Устанавливая требование о необходимости заключения договора с автостанцией на обслуживание (обилечивание) пассажиров на стадии получения ходатайства органа местного самоуправления, последний не учел, что может возникнуть ситуация, при которой комиссия по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между городами и районами Алтайского края после рассмотрения документов, предусмотренных для решения вопроса об организации дополнительного отправления автобусного маршрута, примет отрицательное решение, а обязательства между несостоявшимся перевозчиком и автостанцией сохранятся.
В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Установление требований по предоставлению схемы движения автобуса по территории г. Яровое, согласованной с ГИБДД ОВД г. Яровое и копии договора, заключенного с автостанцией г. Яровое на обслуживание (обилечивание) пассажиров при получении ходатайства органа местного самоуправления, создают препятствия в сфере предпринимательской деятельности в области пассажирских перевозок по дополнительным автобусным маршрутам, следующим из г.Яровое, в части требования излишних документов, что создает дополнительные административные барьеры и затрудняет доступ хозяйствующих субъектов к рынку автоперевозок.
Таким образом, действия администрации г. Яровое, выразившиеся в установлении в положении «О порядке выдачи ходатайств на открытие новых и (или) дополнительных отправлений автобусных маршрутов с территории городя Яровое» (утв. постановлением главы администрации г. Яровое №740 от 30.10.2007г.) требований, затрудняющих возможность получения перевозчиками ходатайства органа местного самоуправления на открытие дополнительных отправлений автобусных маршрутов с территории г. Яровое, являются нарушением антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно - п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
По итогам рассмотрения дела УФАС принято решение о признании администрации г.Яровое Алтайского края нарушившей п. 2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и выдано предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.