Алтайское краевое УФАС России выдало предписание администрации Чарышского района Алтайского края по факту предоставления муниципальной помощи без согласования с антимонопольным органом

 28.04.2009 управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (УФАС) выдало предписание администрации Чарышского района Алтайского края о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 Дело о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено в апреле 2009 г. по инициативе УФАС на основании материалов проверки соблюдения органами местного самоуправления порядка предоставления хозяйствующим субъектам муниципальной помощи, в ходе проведения которой антимонопольным органом установлено, что администрацией Чарышского района Алтайского края издано распоряжение №31-р от 18.02.2009г. о предоставлении бюджетного кредита ООО «Чарышский коммунальщик».

В соответствии со статьей 6 Бюджетного Кодекса РФ бюджетный кредит – это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

 В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» муниципальная помощь - предоставление органами местного самоуправления преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.  

В соответствии с полномочиями органов государственной власти или органов местного самоуправления муниципальная помощь может предоставляться в только целях (часть 1 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции»):

- обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- проведения фундаментальных научных исследований;

- защиты окружающей среды;

- развития культуры и сохранения культурного наследия;

- производства сельскохозяйственной продукции;

-поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности;

- социального обслуживания населения;

- социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения.


Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции» не является государственной или муниципальной помощью:

-предоставление преимущества отдельному лицу в результате определенных федеральными законами действий уполномоченного органа, на основании вступившего в законную силу решения суда, по результатам торгов или иным способом, определенным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

- передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий и проведения контртеррористических операций;

- предусмотренное законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год предоставление денежных средств (бюджетного кредита, субсидии, субвенции, бюджетных инвестиций) из бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующий год, местного бюджета на соответствующий год каждому лицу, которое обратилось с просьбой о предоставлении денежных средств и соответствует установленному в указанном законе или нормативном правовом акте требованию к виду деятельности получателя и месту ее осуществления получателем.

В целях недопущения негативного влияния муниципальной помощи на конкуренцию (ее ограничение, недопущение или устранение), обеспечения равенства участников рынка в доступе к ограниченным ресурсам, частью 1 статьи 20 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что последняя предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Порядок получения такого согласия регламентирован пунктами 2-6 указанной статьи.

 При этом, согласно части 1 статьи 20 Федерального закона «О защите конкуренции» письменное согласие антимонопольного органа не требуется если государственная или муниципальная помощь предоставляется:

- в соответствии с федеральным законом;

- в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год;

- в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год;

- за счет резервного фонда органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- за счет резервного фонда органа местного самоуправления.

Комиссией установлено, что ходатайство из администрации Чарышского района о даче согласия на предоставление муниципальной помощи в виде бюджетного кредита ООО «Чарышский коммунальщик» в УФАС по Алтайскому краю не поступало.

 На момент издания администрацией Чарышского района распоряжения №31-р от 18.02.2009г. денежные средства в сумме 1 000 000 (один миллион) рублей в целях обеспечения отопительного сезона не были предусмотрены в решении  Чарышского районного Совета народных депутатов от 28 ноября 2008 г. №12 «О районном бюджете на 2009г». Требование к виду деятельности получателя бюджетного кредита в указанном акте установлено не было.