Правовые аспекты рекламы в медицинской сфере: как не допустить нарушений при рекламировании медицинских услуг и методов лечения?

В конкурентной борьбе за потребителя рекламодатели и рекламораспространители зачастую упускают из виду правовые аспекты отношений в сфере рекламы. Согласно практике надзорной деятельности Алтайского краевого Управления ФАС России особенно остро этот вопрос стоит в процессе рекламирования  медицинских услуг, - по итогам работы за 1 полугодие текущего года,  по-прежнему, второе место среди типичных нарушений законодательства занимают ошибки в рекламе медицинских услуг (12,9%).
 
Актуальность данной проблемы подтверждена сегодня, в ходе проведения руководителем Алтайского краевого УФАС Степаном Поспеловым очередного приема граждан в региональной приёмной Президента Российской Федерации.  Начинающий молодой специалист медицинской сферы интересовался аспектами рекламирования медицинских услуг и методов лечения.
 
В рамках приёма дана полная консультация по данному вопросу. Руководитель управления отметил, что реклама медицинских услуг, как и любая другая реклама, должна соответствовать общим требованиям, предусмотренным статьей 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», то есть быть добросовестной и достоверной, содержать в себе соответствующие действительности сведения об объекте рекламирования. 
 
Однако он подчеркнул, что в силу специфики медицинских услуг,  законодатель предусмотрел ряд специальных требований к их рекламе (установлены статьей 24 Федерального закона "О рекламе") и напомнил основные требования закона.
Например, реклама медицинских услуг не должна:
- содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
- содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
- создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
- содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.
 
Кроме того, помимо вышеназванных требований закон обязывает сопровождать рекламу медицинских услуг предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
 
Переходя к вопросу о рекламировании методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, руководитель управления пояснил, что законом установлен запрет на такую свободную рекламу, и она допускается исключительно в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
 
Для наглядной иллюстрации позиции управления относительно разграничений понятий рекламы медицинских услуг и рекламы методов лечения, руководитель Алтайского краевого УФАС  отдельно остановился на случаях, когда при рекламировании метод лечения полностью совпадает с наименованием медицинской услуги. В пример приведено УЗИ – это медицинская услуга в соответствии  с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н, в тоже время это метод диагностики.
 
«При разграничении рекламы медицинских услуг и рекламы методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации специалисты антимонопольной службы исходят из того, что если информация о методе профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации не раскрывается самостоятельным образом и распространяется в составе рекламы медицинских услуг, то такая реклама часть 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" не нарушает», - пояснил руководитель.
 
Завершая прием, Степан Поспелов подчеркнул, что все ограничения, установленные законодателем, призваны защищать интересы потребителей рекламы, поэтому рекламодателям и рекламораспространителям стоит проявлять особую бдительность при рекламировании медицинской сферы деятельности.