Отчет о результатах анализа рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов в Алтайском крае за 2008-2010 годы

 

Общие положения

         Настоящий анализ проведен  в целях оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также на рынке услуг по строительству,  реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов в Алтайском крае.

Методической основой проведения аналитического исследования являются «Методические рекомендации по анализу рынков по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов», разработанные в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок) и приказа ФАС России от 7 февраля 2011г. № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы».

При проведении анализа в качестве исходной информации использованы сведения, представленные: 

1.     Хозяйствующими субъектами:

- администрация Алейского района (вх. №1362 от 31.08.2011);

- администрация Алтайского района (вх. № 6851 от 02.09.2011);

- администрация Баевского района (вх. № 6982 от 08.09.2011);

- ДСУ-6 (вх. № 7111 от 14.09.2011);

- администрация Бийского района (вх. № 7288 от 21.09.2011);

- администрация Благовещенского района (вх. № 7008 от 09.09.2011);

- ГУП АК «Бурлинское ДРСУ» (вх. № 7121 от 15.09.2011);

- администрация Бурлинского района (вх. № 1355 от 31.08.2011);

- ГУП АК «Волчихинское ДРСУ» (вх. №7143 от 05.09.2011);

- администрация Волчихинского района (вх. № 6786 от 31.08.2011);

- администрация Егорьевского района (вх. № 6828 от 01.09.2011);

- администрация Ельцовского района (вх. № 1403 от 06.09.2011);

- ГУП АК «Завьяловское ДСУ-5» (вх. № 1337 от 29.08,2011);

- администрация Завьяловского района (вх. № 6823 от 01.09.2011);

- администрация Заринского района (вх. № 6853 от 02.09.2011);

- ГУП АК «Змеиногорское ДРСУ» (вх. № 7230 от 19.09.2011);

- администрация Змеиногорского района (вх. № 6919 от 05.09.2011);

- администрация Калманского района (вх. № 6825от 01.09.2011);

- администрация Ключевского района (вх. № 1348 от 30.08.2011);

- администрация Красногорского района (вх. № 7046 от 12.09.2011);

- администрация Краснощековского района (вх. № 1411 от 7.09.2011);

- ГУП АК «Крутихинское ДРСУ» (вх.№ 7115 от 147.09.2011);

- администрация Крутихинского района (вх. № 6858 от 02.09.2011);

- администрация Кулундинского района (вх. № 6856 от 02.09.2011);

- администрация Курьинского района (вх. № 1358 от 31.08.2011);

- ГУА АК «Кытмановское ДРСУ» (вх.№ 6937 от 06.09.2011);

- администрация Мамонтовского района (вх. № 1372 от 01.09.2011);

- администрация Михайловского района (вх. № 1343 от 30.08.2011);

- администрация Немецкого нац. района (вх. № 6740 от 229.08.2011);

- ГУП АК «Немецкое ДРСУ» (вх. № 7144 от 15.09.2011);

- администрация Новичихинского района (вх. № 1330 от 29.08.2011);

- ГУП АК «Новичихинское ДРСУ» (вх. № 7144 от 16.09.2011);

- администрация Павловского района (вх. № 6860 от 02.09.2011);

- администрация Панкрушихинского района (вх. № 6763 от 31.08.2011);

- администрация Первомайского района (вх. №6928 от 05.09.2011);

- администрация Петропавловского района (вх. №1363 от 31.08.2011);

- администрация Поспелихинского района (вх. № 1434 от 12.09.2011);

- администрация Ребрихинского района (вх. № 6784 от 31.08.2011);

- администрация Родинского района (вх. № 1396 от 06.09.2011);

- администрация Романовского района (вх.№ 6857 от 02.09.2011);

- ГУП АК «Романовское ДРСУ» (вх. № № 1471 от 16.09.2011);

- администрация Рубцовского района (вх. № 1379 от 01.09.2011);

- администрация Советского района (вх. № 6826 от 01.09.2011);

- администрация Солонешенского района (вх. № 1404 от 06.09.2011);

- администрация Солтонского района (вх. № 1335 от 29.08.2011);

- администрация Суетского района (вх. № 1357 от 31.08.2011);

- администрация Табунского района (вх. № 7044 от 12.09.2011);

- администрация Тальменского района (вх. № 1373 от 01.09.2011);

- ГУП АК «Тальменское ДСУ-9» (вх. № 7364 от 22.09.2011);

- администрация Тогульского района (вх. № 1356 от 31.08.2011);

- администрация Топчихинского района (вх. № 1446 от 14.09.2011);

- ГУП АК «Топчихинское ДРСУ» (вх. № 1446 от 19.09.2011);

- администрация Третьяковского района (вх. № 1347 от 01.09.2011);

- администрация Троицкого района (вх. № 7108 от 14.09.2011);

- администрация Тюменцевского района (вх. № 1371 от 01.09.2011);

- администрация Угловского района (вх. № 1374 от 01.09.2011);

- администрация У-Пристанского района (вх. № 6785от 31.08.2011);

- администрация Хабарского района (вх. № 6824 от 01.09.2011);

- администрация Целинного района (вх. № 1375 от 01.09.2011);

- администрация Шелаболихинского с/совета (вх. № 6917 от 05.09.2011);

- администрация Шипуновского района (вх. № 7006 от 09.09.2011);

- администрация г. Барнаула (вх. № 1354 от 31.08.2011);

- администрация г. Алейска (вх. № 6981 от 08.09.2011);

- администрация г. Белокурихи (вх. № 6819 от 01.09.2011);

- администрация г.Бийска (вх. № 7007 от 09.09.2011);

- администрация г. Заринска (вх. № 6859 от 02.09.2011);

- администрация г. Камень-на-Оби (вх. № 1392 от 05.09.2011);

- администрация г. Рубцовска (вх. № 6922 от 05.09.2011);

- администрация г. Славгорода (вх. № 1360 от 31.08.2011);

- администрация г. Яровое (вх. № 6926 от 05.09.2011);

- ООО «Новоалтайскдорстрой» (вх.№ 1470 от 16.09.2011);

- ГУП АК «Барнаульское ДРСУ» (вх. № 7229 от 19.09.2011).

2. Инспекция государственного строительного надзора, контроля и надзора в области делового строительства Алтайского края (вх.         № 7043 от 12.09.2011).

3. ГУП «Управление автомобильных дорог Алтайского края» (вх.     № 6822 от 01.09.2011).

4. КАУ «Государственная экспертиза Алтайского края» (вх. № 6739 от 29.08.2011).

5. Управление Алтайского края по строительству и архитектуре (вх. № 6821 от 01.09.2011).

6. Информация Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю.

      7. Иная оперативная информация.

II. Временной интервал исследования.

     Временной период исследования – 2008-2010 годы.

III. Продуктовые границы товарного рынка.

         В соответствии с  Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах), регулирующего отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно указанному федеральному закону, искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона, в том числе,  мосты,  путепроводы и тоннели.

Таким образом, мосты,  путепроводы и тоннели являются составными частями автомобильных дорог.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации  строительством является создание зданий, строений, сооружений.

В соответствии с Законом об автомобильных дорогах услугой по реконструкции  автомобильной дороги является выполнение комплекса работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги, либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Согласно указанному федеральному закону, услугой по капитальному  ремонту автомобильной дороги является выполнение комплекса  работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

         В соответствии со статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог выполняются на основании договора строительного подряда.

         Согласно статье 763 ГК РФ в случае, если указанные работы предназначены для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, они осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу своими силами, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

В целях проведения данного анализа рассматриваются услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог (за исключением тоннелей, мостов и путепроводов),  а также услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов, которые в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст, относятся к коду 45.21.2 «Производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог»  группировки 45 «Строительство».

       В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, а также в частной собственности физических и юридических лиц.

         Основная часть работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог осуществляется посредством проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

IV. Определение географических границ товарных рынков.

       Определение географических границ рассматриваемых товарных рынков осуществляется методом установления фактических районов продаж, при этом для целей настоящего исследования районами продаж  являются районы фактически выполненных работ.

 В соответствии со статьей 5 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1)    автомобильные дороги федерального значения;

2)    автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения;

3)    автомобильные дороги местного значения;

4)    частные автомобильные дороги.

В Алтайском крае протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 16691 км, в том числе протяженность дорог федерального значения 627 км. Основу транспортной инфраструктуры края составляют федеральные автодороги М-52 «Чуйский тракт» с подъездом к Барнаулу и А-349 «Барнаул-Рубцовск-граница Казахстана», а также автомобильные дороги регионального значения или межмуниципального значения. Ведомственные и частные дороги в Алтайском крае обеспечивают производственные перевозки предприятий, организаций и частных лиц.

Региональными дорогами являются автомобильные дороги,  связывающие административные центры сельских районов и городских поселений с г. Барнаулом – административным центром Алтайского края. Дорогами межмуниципального значения являются дороги, проходящие по территории не менее, чем двух районов и связывающие административные  центры муниципальных образований.

В границах муниципальных образований между населенными пунктами имеется сеть автомобильных дорог, которые по своему назначению являются дорогами местного значения.

Территория края разделена на 60 сельских административных районов, 12 городских поселений и 1 ЗАТО. Развитие автомобильных дорог в крае осуществляется в рамках разработанной  и утвержденной распоряжением Администрации Алтайского края от 30.11.2009 № 387-р «Стратегии развития автомобильных дорог Алтайского края на период до 2025 года».

Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорожной сети выполняются силами дорожных служб и строительных организаций Алтайского края.

На основании вышеизложенного географическими границами рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог (дорожных сооружений) федерального, регионального и межмуниципального назначения является территориальная граница Алтайского края, а дорог местного назначения - территориальные границы муниципальных образований.

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынках услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов включаются генеральные подрядчики, осуществляющие оказание услуг по выполнению вышеуказанных работ, а также субподрядчики 1 уровня, привлеченные  к исполнению договоров подряда.

В Алтайском крае услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, путепроводов и мостов выполняли следующие хозяйствующие субъекты, являющиеся генеральными подрядчиками:

1

ГУП АК ДХ «Баевское ДРСУ».

2

ГУП АК ДХ «Благовещенское ДРСУ».

3

ГУП АК ДХ «Суетское ДРСУ».

4

ГУП АК ДХ «Бурлинское ДРСУ».

5

ГУП АК ДХ «Волчихинское ДРСУ».

6

ГУП АК ДХ «Егорьевское ДРСУ».

7

ГУП АК ДХ «Ельцовское ДРСУ».

8

ГУП АК ДХ «Завьяловское ДРСУ №5».

9

ГУП АК ДХ «Заринское ДРСУ № 2».

10

ГУП АК ДХ «Змеиногорское ДРСУ».

11

ГУП АК ДХ «Барнаульское ДРСУ».

12

ГУП АК ДХ «Красногорское ДРСУ».

13

ГУП АК ДХ «Краснощековское ДРСУ»

14

ГУП АК ДХ «Крутихинское ДРСУ».

15

ГУП АК ДХ «Кытмановское ДРСУ»

16

ГУП АК ДХ «Немецкое ДРСУ».

17

ГУП АК ДХ «Новичихинское ДРСУ».

18

ГУП АК ДХ «Панкрушихинское ДРСУ».

19

ГУП АК ДХ «Первомайское ДРСУ».

20

ООО «СК Монолит»

21

ГУП АК ДХ «Новоалтайское ДРСУ».

22

ООО «ТАВАЛ»

23

ООО «Новоалтайскдорстрой»

24

ГУП АК ДХ «Петропавловское ДРСУ».

25

ГУП АК ДХ «Ребрихинское ДРСУ».

26

ГУП АК ДХ «Родинское ДРСУ».

27

ГУП АК ДХ «Романовское ДРСУ».

28

ГУП АК ДХ «Советское ДРСУ».

29

ГУП АК ДХ «Солонешенское ДРСУ».

30

ГУП АК ДХ «Табунское ДРСУ».

31

ГУП АК ДХ «Тальменское ДСУ-9».

32

ГУП АК ДХ «Топчихинское ДРСУ».

33

ГУП АК ДХ «Троицкое ДРСУ».

34

ГУП АК ДХ «Угловское ДРСУ».

35

ГУП АК ДХ «У-Пристанское ДРСУ».

36

ГУП АК ДХ «Быстроистокское ДРСУ».

37

ГУП АК ДХ «Хабарское ДРСУ».

38

ГУП АК ДХ «Целинное ДРСУ».

39

ГУП АК ДХ «Шелаболихинское ДРСУ»

40

ГУП АК ДХ «Шипуновское ДРСУ»

41

МУП «Барнаулавтодор»

42

ГУП АК ДХ «Алейское ДСУ-3»

43

МУП «Управление ЖКХ» Белокуриха.

44

ОАО «ДСУ-1» Бийск

45

ОАО «Сибмост» Новосибирск

46

ГУП АК ДХ «Рубцовское ДСУ-6».

47

ЗАО «Строитель» Рубцовск

48

ГУП АК ДХ «Славгородское ДРСУ».

49

ГУП «Управление автомобильных дорог Алтайского края» (Алтайавтодор)

 

 

 Отдельные хозяйствующие субъекты, перечисленные в списке генподрядчиков, одновременно являлись субподрядчиками 1 уровня у ГУП «Управление автомобильных дорог Алтайского края» (Алтайавтодор) при выполнении работ по строительству и реконструкции федеральных автомобильных дорог в Алтайском крае, а также при реконструкции автодорог, имеющих региональное значение.

VI. Объем товарных рынков и доли хозяйствующих субъектов.

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов, согласно п. 6.1 Порядка проведения анализа, может быть определен как:

- объем продаж (поставок);

- объем производства.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Согласно п.6.1, в зависимости от наличия информации, объем рынка определяется:

а) как сумма  объемов продаж (поставок);

б) как сумма объемов производства данного товара в географических границах рассматриваемого рынка.

Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном и стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость по различным группам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным поставщикам и потребителям.

         Таким образом, объем рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений определяется как сумма объемов выполненных работ на указанных рынках всеми участниками рынков.

          Объемы выполненных работ и доли хозяйствующих субъектов-участников рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений за 2008-2010 годы приведены в прилагаемых таблицах 4, 4.1, 5, 5.1.  На указанных рынках Алтайского края в анализируемом периоде не установлено признаков доминирования хозяйствующих субъектов.

Установлено, что ежегодно на исследованных рынках услуг меняется состав хозяйствующих субъектов, а также объемы строительных работ. Основная доля работ на указанных рынках приходится на капитальный ремонт дорог, выполняемый государственными унитарными предприятиями. В муниципальных образованиях и городах края имеется не менее одного государственного предприятия, выполняющего практически весь объем капитального ремонта дорог.

VII. Барьеры входа на товарные рынки.

В ходе проведенного анализа рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, а также по результатам проведенного опроса хозяйствующих субъектов не установлено наличия административных барьеров, препятствующих входу на указанные рынки. 

Имеются технологические, процедурные вопросы, возникающие при проведении конкурсных процедур, заключении контрактов (договоров). К ним относят требование крупной суммы задатка, требования к  качеству материалов, определение мощности предприятия и наличие определенной техники, отсутствие возможности авансирования работ. В целом, рынки услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений являются открытыми и доступными для хозяйствующих субъектов, расположенных не только на территории Алтайского края, но и за его пределами.

VIII. Уровень концентрации товарных рынков, оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках.

Для определения уровня концентрации товарных рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений были рассчитаны следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (СR) – сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

На основании произведенных в процессе аналитического исследования расчетов установлено следующее:

Коэффициенты рыночной концентрации на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений в Алтайском крае

а) по стоимости выполненных работ генеральными подрядчиками;

 

Показатели

2010 год

CR-3, %

Коэффициенты концентрации

69,7

1. ГУП ДХ АК «Завьяловское ДСУ №5»

34,6

2.  ГУП ДХ АК «Тальменское ДРСУ №9»

23,2

3.  ГУП ДХ АК «Крутихинское ДРСУ»

11,9

б) по стоимости выполненных работ субподрядчиками;

 

Показатели

2010 год

CR-3, %

Коэффициенты концентрации

70,0

1. ГУП ДХ АК «Волчихинское ДРСУ»

27,5

2.  ГУП ДХ АК «Мамонтовское ДРСУ»

28,6

3.  ГУП ДХ АК «Крутихинское ДРСУ»

13,9

В соответствии со значениями коэффициента рыночной концентрации (СR) на рынках  услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений в Алтайском крае сложились следующие уровни концентрации: 

а) по стоимости выполненных работ генеральными подрядчиками;

2010 год – 69,7% - умеренный, но тяготеющий к высокому;

   б) по стоимости выполненных работ субподрядчиками;

2010 год – 70% - умеренный, но тяготеющий к высокому.

      Доли хозяйствующих субъектов на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений приведены в прилагаемых таблицах 4, 4.1, 5 и 5.1.

Сложившиеся уровни концентрации анализируемых рынков определяются объемами строительства и ремонта дорог в Алтайском крае, которые до 2011 года носили, в основном, локальный характер. По этой причине значительное число ДРСУ занималось текущим ремонтом и содержанием автомобильных дорог в границах муниципальных образований и городов края и выделенных ограниченных ассигнований на эти цели.

Рынки услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений в Алтайском крае имеют развитую конкурентную среду, прежде всего, за счет достаточного количества строительных организаций и предприятий, имеющих возможности оказывать такие услуги. Поэтому, на данных рынках услуг существуют условия для нормального развития конкуренции.